Третейский суд

Организация не входящая в судебную систему

Республики Беларусь создаваемая

для решения споров в виде постоянно действующего третейского суда, образуемого по соглашению сторон

 для решения конкретного спора

Цель третейских судов

Разрешение споров, возникающих из гражданско-правовых (хозяйственных) договоров. Однако они могут рассматривать и иные гражданско-правовые споры между физическими и (или) юридическими лицами. К компетенции третейских судов относятся любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение.

нормативное регулирование

Закон Республики Беларусь «О третейских судах» от 18.07.2011 №301-3

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2012 №52 «Об утверждении Типового регламента постоянно действующего третейского суда»

инструкция о порядке ведения Реестра третейских судей и постоянно действующих третейских судов утверждённая постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 02.12.2011 №272

преимущества

оперативность разрешения спора по сравнению с существующими сроками рассмотрения дел в государственных судах (с учётом всех стадий судебного процесса)

низкие издержки спорящих сторон (ставки третейских сборов, как правило, ниже существующих ставок госпошлин при обращении в государственный суд)

возможность выбора третейских судей сторонами (договорный характер третейского суда позволяет сторонам выбрать лиц, которые будут отправлять правосудие при рассмотрении их спора, принимая во внимание профессиональные навыки и независимость в суждениях)

конфиденциальность (заседания закрытые)

стороны способны оказать воздействие на избрание применимого права и места разбирательства

реальная возможность сохранения партнерских отношений между спорящими сторонами

возможность принудительного исполнения решения третейского суда (ч.2 ст.50 Закона РБ "О третейских судах")

третейское судопроизводство не отягчает государственный бюджет, оно финансово выгодно для государства, т.к. осуществляется за счет средств спорящих сторон

возможность исполнения решения суда на территории другого государства, что особенно важно для участников внешнеэкономических связей

высокий уровень возможности достижения мирового соглашения и добровольного исполнения судебного решения

окончательность решения третейского суда (вступает в силу в день его вынесения)

третейский суд более независим, чем суд традиционный, который является частью государственного механизма

возможность одновременного изменения предмета и основания иска

третейские суды могут взять на себя существенную часть нагрузки, которая в противном случае легла бы на государственные суды

принципы деятельности

  • Законность

    третейские судьи руководствуются актами законодательства Республики Беларусь

  • Независимость

    третейские судьи независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них

  • Равенство сторон

    стороны в третейском разбирательстве наделены равными правами и обязанностями

  • Конфиденциальность

    участники третейского разбирательства не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе третейского разбирательства

  • Автономия воли сторон

    стороны по предварительному согласованию между собой имеют право самостоятельно решать вопросы, касающиеся порядка третейского разбирательства по возникшему спору

  • Обязательность решения третейского суда

    стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решения суда

  • Окончательность принятых решений

    решения не могут быть обжалованы в рамках третейского разбирательства

  • Возмездность деятельности

    за свою деятельность по разрешению спора третейские судьи имеют право получить вознаграждение

буклет "третейский суд"

Сайт подготовлен в рамках местной инициативы «Защита прав без суда» проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Программой развития ООН (ПРООН). Материалы сайта не отражают официальную позицию ЕС и ПРООН.